Нам нравится эта работа —
называть вещи своими именами.

К.Маркс

КОНЕЦ ЭПОХИ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ

Первыми источниками, рассказывающими об этом легендарном и столь грандиозном для того времени событии, были поэмы древнегреческого литератора Гомера "Илиада" и "Одиссея". Позже Троянская война явилась темой "Энеиды" римского поэта Вергилия и других произведений, в которых подлинная история переплеталась с вымыслом. Факт существования города Трои доказали раскопки знаменитого немецкого археолога Генриха Шлимана, проведенные им в XIX веке. Современные исследования также подтверждают реальность событий, произошедших около 1200 г. до нашей эры, и открываются все новые подробности Троянской войны и связанных с ней обстоятельств. Историки расходятся в определении точной даты ее начала но, по мнению автора статьи, боевые действия начались в 1239 г. до нашей эры. Основным источником информации о ходе сражений и методах их ведения является поэма "Илиада". Ее автор рассказывает об этом довольно подробно (при этом надо признать, что все переводы на русский язык очень плохие, и поэтому я рекомендую современным филологам заняться этим вопросом). Правда, еще древнегреческий историк Фукидилл отмечал, что Гомер преувеличил значение войны, а поэтому к сведениям поэта надо относиться весьма осторожно.

Город Троя был расположен на берегу пролива Дарданеллы, через который проходят используемые греками торговые пути из Средиземного моря в Черное. Троянцы мешали их торговле, что и вынудило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, которую поддерживали многочисленные союзники. Из-за этого боевые действия затянулась на долгие годы. Город был обнесен высокой каменной стеной с зубцами. Греки не решались его штурмовать и не смогли блокировать. Поэтому сражения происходили на поле между Троей и местоположением осадной армии. Иногда троянцы врывались в лагерь противника и поджигали вытащенные на берег вражеские суда.

Гомер насчитал 1186 кораблей, но можно предполагать, что в их число входили не только морские суда, но и обычные лодки. Точные данные о численности осаждающих войск отсутствуют. Их количество колебалось по ходу войны и, по моему мнению, было не меньше 10 тысяч человек. Возглавлял греков царь города Микены Агамемнон, который через оракулов получил согласие Зевса на проведение похода. Во главе каждого племени стоял свой вождь. Греков-ахейцев Гомер называет "копьеборными", поэтому есть все основания считать, что их главным оружием было копье с медным наконечником. Элитные воины имели медные щиты и хорошее для того времени защитное вооружение: поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой окованный медью щит. Племенные вожди и их родственники сражались на боевых колесницах. Солдаты низшей иерархии были вооружены хуже: они имели копья, пращи, секиры, топоры, луки со стрелами и деревянные щиты.

К бою войска выстраивались в определенном порядке. Колесницы размещались впереди пехоты в линию с сохранением равнения. За ними, прикрываясь щитами, стояли пешие воины. Они строились в несколько шеренг, которые Гомер называет "густыми фалангами". Трусливых солдат ставили в середину, чтобы они не могли разбежаться. Первыми в бой вступали колесницы, а затем фаланги греков непрерывно двигались на троянцев. Первые удары наносили копьями, а затем рубились мечами и топорами. С боевыми колесницами пехота боролась с помощью копий. Участвовали в бою и лучники, но в то время луки были маломощными, и выпущенная из них стрела не считалась надежным оружием даже в руках отличного стрелка. Неудивительно, что в таких условиях исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием, которое часто отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи ломались. Продуманный маневр на поле боя еще не применялся. Однако уже тогда появились зачатки взаимодействия колесниц и пехоты. Об участии кавалерии в этой войне нет каких-либо упоминаний.

Бой продолжался до наступления темноты. Если ночью между сторонами достигалось соглашение о временном перемирии, то происходило сжигание трупов. Если договоренности не было, то противники выставляли стражу и ложились спать. В ночное время производилась разведка и происходили совещания, на которых решался вопрос о дальнейших планах, а утром бой возобновлялся. Примерно так и протекали бесконечные сражения. По утверждению Гомера, только на десятый год военных действий стали разворачиваться основные события.

В ходе успешной ночной вылазки троянцы ворвались в лагерь греков и нанесли им тяжелый урон. Этот успех противника автор "Илиады" объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших - непобедимый Ахилл, рассорившийся с царем Агамемноном. Видя, что войска отступают, друг Ахилла, Патрокл, уговорил того дать ему свои доспехи и возглавил греков. Воодушевленные новым командиром воины сплотились у кораблей и организовали достойное сопротивление, а потом перешли в контратаку и отбросили неприятеля назад. В итоге нападение было отбито. Однако Патрокл погиб от руки Гектора, сына царя Трои, и поэтому доспехи достались врагу. Позже Гефест выковал для Ахилла новые латы, и тот вновь вступил в сражение. Затем он в поединке убил Гектора, привязал его к своей колеснице и помчался в свой лагерь. Парис с богатыми дарами пришел к грекам и выкупил тело сына.

На помощь троянцам приходили союзники, но они были разгромлены. Вскоре Ахилл погиб от стрел Париса, направленных Аполлоном. Одна из них угодила в его уязвимое место - пятку (именно отсюда и появился термин "ахиллесова пята"). Оружие и доспехи легендарного воина достались Одиссею, признанному соратниками храбрейшим из греков. После гибели Ахилла оракулом было предсказано, что без лука и стрел его сына Геракла, находившегося в гостях у других мифологических героев, Филоктета и Неоптолема, Трою не взять. За ними было послано посольство, и они поспешили на помощь своим соотечественникам. Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил троянского царевича Париса. Одиссей и Диомед убили спешившего на помощь противнику фракийского царя Реса и захватили его коней. Однако мощные стены Трои оставались неприступными, и тогда Одиссей придумал хитроумный план.

Долго в тайне от других он беседовал с Эпеем, лучшим плотником в стане греков. К вечеру все вожди собрались на военный совет в шатре Агамемнона, где Одиссей изложил свою концепцию взятия города. По его мнению, надо было соорудить огромного деревянного коня. В его чреве разместится группа лучших воинов. Все остальные войска должны будут сесть на корабли, отойти от берега и спрятаться за островом Тендос. Как только троянцы увидят, что греки покинули побережье, то решат, что осада снята. Далее они затащат огромного коня в город. Ночью суда вернутся обратно, а воины, укрывшиеся внутри деревянного сооружения, незаметно выйдут из него, нападут на стражу, охраняющую ворота, и впустят греческие войска в Трою.

Три дня шла работа в отгороженной части корабельной стоянки, где велась постройка коня. Утром четвертого дня троянцы обнаружили, что осаждающие покинули свой лагерь. В морской дымке исчезали паруса кораблей, а на прибрежном песке стоял огромный деревянный конь. Ликующие жители вышли из города и с любопытством окружили сооружение, возвышающееся над кустами прибрежных ракит. Одни предлагали сбросить его в море, другие сжечь, но большинство настаивало на том, чтобы затащить в Трою и установить на главной площади, как память об отражении нападения врагов.

Вскоре обнаружили воина, который не уплыл с остальными. Пленник назвался Синоном и сказал, что сбежал от греков, которые собирались принести его в жертву богам ради благополучного возвращения домой. Он убедил троянцев, что конь является посвятительным даром богине Афине, которая обрушит свой гнев на их город, если те его сожгут. Но если поставить коня перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом он подчеркнул - греки нарочно построили сооружение столь огромным, чтобы его не смогли протащить его через ворота. Синон был специально заслан для введения противника в заблуждение. Соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него коня и повезли в город. Чтобы он прошел через ворота, пришлось разобрать часть стены.

С наступлением темноты все заснули, и даже часовые на башнях, обрадованные уходом неприятеля, полностью потеряли бдительность. Ночью воины вылезли из коня и открыли ворота. К этому времени греческое войско незаметно вернулось обратно и захватило город.

Троянская война является первой из упоминаемых в письменных источниках, в которой полный успех достигается путем применения искусной дезинформации противника. Впоследствии словосочетаник "троянский конь" стал нарицательным.

Под стенами Трои погибают почти все легендарные герои, известные нам по древнегреческим мифам и участвовавшие в битвах с обеих сторон. А из тех, кто выживет на поле боя, многие умрут по дороге домой. Царь Агамемнон потом тоже будет убит. Одиссей будет изгнан и многие годы проведет в скитаниях. По существу, троянская война является концом эпохи мифологических героев. Все эти знаменитые деятели уходят в небытие, и наступает время обыкновенных людей, которые уже сами двигают вперед общественный прогресс без помощи каких-либо феноменальных личностей. А наибольший расцвет культуры древней Греции был еще впереди и оказался обеспечен достижениями обычных граждан. Человек понял, что именно он является истинным хозяином на Земле. Уже тогда в древнегреческой философии идеалистические концепции стали заменяться идеями материализма.

А.С. ЛАЗАРЕВ

Armiya Voli Naroda (AVN) - Yury Muhin - Official site

ABH

delokrat.ru

ABH-Video  ABH Li.Ru: sokol_14
http://www.deloteca.ru/  nasamomdele.narod.ru
litpolit.ru  Repressii
 ������ �������������� ��������
  �������� �����. ���� ��������
forum.msk.ru  Bolshoy Forum



































banners.html 
Домашние питомцы собаки.
Покупайте навигаторы в www.microsystem.ru, консультации.
У нас легко найти очень интересный фильм разных жанров.
Rambler's Top100
 
Архив Форум Поиск Библиотека Редактору